ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ 3 КУРСА ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА (ИЖЛТ) очного отделения специализации “Периодическая печать” Нестерович Полины Александровны

Эмо – стиль, музыка, образ жизни

ПредыдущаяГлавная Следующая

Глава 2. История возникновения эмо

§1. Зарубежные музыкальные эмо-группы

Изначально “эмо” являлось общим названием иностранных музыкальных групп, ориентирующихся в своем творчестве на исполнение панк-рока разнообразных стилей.

Жанр панк-рока возник в середине 70-х годов 20 века в Великобритании и США. Эта музыка была непосредственно связана “с субкультурой панка, для которой характерна этика “все-сам!!!”, эпатаж, хулиганство и общий нонконформизм”. Для музыкальных композиций панков были характерны достаточно высокий темп музыки, крайне энергичное пение (вплоть до проявления агрессии исполнителем во время выступления), несложный аккомпанемент относительно недлинным песням. Их тексты часто были “проникнуты нигилизмом и социально-политической тематикой”.

Основное отличие появившихся эмо-групп было в том, что музыка этих коллективов имела ярко выраженную эмоциональную окраску. Записи выпускались тогда на виниле небольшими тиражами, далеко не в полном объеме, и широко не распространялись из-за отсутствия на тот момент массового спроса подобной музыки. Но впоследствии часть из них была переведена в цифровой формат и переиздана на CD-дисках, что сделало возможным получить к ним доступ в соседних странах не только путем прямой покупки, но и скачивая через Интернет.

Несмотря на продолжающиеся до сих пор дебаты о возможности четкого разделения музыки эмо так называемого первого поколения по жанрам и направлениям, можно, опираясь на основные отличия в звучании и темах текстов разделить ее на четыре крупные основные группы: “Эмо”, “Хаотическое эмо”, “Скримо” и “Умное эмо”.

Группы, относящиеся к просто “Эмо”, существовали в период второй половины 80-х годов до середины 90-х 20 века. К ним можно отнести Rites of Spring, Moss Icon, The Hated, Indian Summer, Julia.

Стиль “Эмо” возник на основе нью-йоркского хардкора, но в отличие от хардкор-панк-рока был в гораздо большей степени насыщен эмоционально, что выразилось в явном стремлении к мелодичности. При том, что у этих групп оно выражено в разной степени - определение данной степени больше зависит от личного восприятия слушателя, - именно с этих музыкальных команд принято отсчитывать время возникновения эмо-музыки. 1985 год, когда стало ясно, что появилось новое направление, называют “революционным летом”.

“Хаотическое эмо” - группы Honeywell, Swing Kids, Mohinder, Portraits of Past, Union of Uranus, Saetia – являлось неким промежуточным звеном между прошлым и настоящим эмо-звучанием. Охватывая период с ранних 90-х годов до завершения этого же десятилетия, их музыка также включала в себя обязательный эмоциональный элемент, являясь вместе с тем достаточно строгим образцом хард-кора. Многие современные музыкальные шаблоны эмо-групп взяты из творчества тех же Portraits of Past. При этом звучание команд этого стиля, как следует из самого названия, гораздо более хаотическое и вместе с тем ощутимо более жесткое, в них нет ни малейших признаков слащавости. Union of Uranus, Saetia, являясь представителями следующей волны “хаотического эмо” вобрали в себя также некоторые черты “металла”. Эти две группы в особенности повлияли на возникший в дальнейшем стиль “Скримо”.

К “Скримо” относятся такие коллективы, как Jerome`s Dream, Hassan I Sabbah, Orchid, Usurp Synapse, Reversal of Man. Появившись в конце 90-х годов и существуя до настоящего времени, этот стиль получил свое название, довольно спорное для многих ценителей эмо и обозначающее скорее некий формат звукозаписывающего лейбла. В рамках данного “скримо-формата” было издано весьма большое количество музыки этих и подобных им групп. Пытаясь избегать затасканности воспринятых штампов от “Хаотического эмо”, скримо-группы стремились органично сочетать в своих музыкальных композициях бурную хаотичность с полной ее противоположностью. В дальнейшем зачастую это приводило скорее к возникновению довольно жутковатых для слуха или наоборот, чересчур “сладких” мелодий и ритмов. Особенно это было характерно для тех представителей эмо-музыки, чьи тексты также были перенасыщены нарочитой “эмоциональностью”. На их фоне музыка вышеперечисленных классических скримо-групп воспринимается как гораздо более строгая и, вместе с тем, более быстрая по ритму.

Продолжая творить в 21 веке, многие уже возникшие ранее скримо-группы принялись экспериментировать со звучанием, сочетая современную манеру саунда с динамически-контрастным звуком по примеру групп 80-х, таких, как те же Moss Icon. Результатом подобного сознательного комбинирования стали оригинальные мелодии стиля, называемого “Умным эмо”. Группы City of Caterpillar, Envy, Pg.99, Circle Takes The Square сочетают горловой вокальный звук с резкими звуковыми атаками в стиле ранних 90-х не только с уже привычными для них скримо-элементами, но и добавляют к этому уже измененному стилю эмо пост-роковые мотивы.

Существует точка зрения, что заключительное десятилетие прошлого века было временем максимального расцвета эмо-групп, и что после этого ничего принципиально нового в этом стиле уже не появилось. А все новые коллективы, именующие себя эмо, стали создавать не более чем поп-музыку, разве что менее простую, чем обычно, по структуре и гораздо сильнее эмоционально окрашенную, что придавало ей некую достаточно условную индивидуальность.
Кроме вышеперечисленных четырех стилей эмо довольно часто можно встретить упоминания об еще одном: “эмокор”. Но единой точки зрения, чем “эмокор” принципиально отличается от стиля “эмо”, не существует. Зачастую, пытаясь обосновать, что это не абсолютно совпадающие понятия, приводят не совсем корректный аргумент: якобы стиль вокала “эмо” представляет собой не столько эмоционально-насыщенное пение, а, скорее, завывания, сплошной крик, плачь и судорожные рыдания. Но поскольку у большинства эмо-групп каждого стиля существуют очень длинные музыкальные композиции с намеренно заданным переходом песни от сдержанного вокала к ярко выраженному “страданию”, проявляющемуся в повышенной громкости голоса и судорожных нечленораздельных звуках, то подобного рода мнения о представителях “эмо” следует скорее отнести к определенным сложившимся стереотипам обо всей данной субкультуре в целом.

Заслуживающим внимание следует скорее признать иной вариант хронологии западных эмо-групп, в которой самым ранним признается появление именно “эмокора”. Более того, согласно этой версии, само существование эмо начинается годом раньше – в 1984 году. Возникнув там же, в Вашингтоне, он распространялся примерно до окончания 80-х годов фактически параллельно стилю “эмо”, чье появление этими же источниками зачастую относится не к 1985 году, а 1987-88 годам. При этом в качестве представителей эмокора указываются те же Rites of Spring (стиль “эмо” по версии четырех направлений) или определенный период - чаще ранний – групп, не получивших впоследствии известность именно как представители эмо.

Подобного рода наложения терминов и понятий довольно характерно и для самой музыкальной области, откуда берет свои истоки музыкальный эмо-стиль. “Хардкор-панк” и “хардкор” имеют не только чисто внешнее сходство названий: представители хардкора и были теми самыми панками, что решили продолжать создавать свою музыку уже не на основе панк-рока, но используя наработанные хардкоровские приемы: повышенную громкость, быстроту и насыщенную “тяжесть” исполнения.

Сходную практику заимствования внешних признаков музыкального стиля переняла в дальнейшем и часть вновь создаваемых эмо-групп. Вне зависимости от качества результатов – как чисто эстетических, так и финансовых - изначальная стилевая идеология, несомненно, постепенно ими утрачивалась. Другое дело, насколько жизнеспособной оказывалась пришедшая ей на смену, в том случае, разумеется, если она вообще предполагалась изначально, а создание той или иной группы не являлось данью благоприятной конъюктуре.

Возвращаясь к уже упомянутому “эмокору”, следует отметить, что его упоминают также при характеристике тех музыкальных команд позднего периода “эмо”, у которых сама структура композиций напоминала уже не панк или хардкор, а поп-музыку. При сохранившейся эмоциональной напряженности вокала в песнях этих групп отсутствовал тот панковский надрыв и крик, что был характерен в целом для всего эмо-пения предыдущих периодов. Изменилось также звучание гитар: более искаженное, но при этом и более запоминающееся отдельными моментами. В сочетании с “приглаженным” вокалом это создало достаточно оригинальный звуковой коктейль, намного проще воспринимаемый слушателями, не являющимися ярыми фанатами экстремальных по звучанию, тяжелых песен. В определенном смысле такую музыку действительно можно считать приближающейся к поп –альтернативе, опять же при всей размытости данного понятия. Главным результатом этих процессов, помимо изменения самого звучания, стало расширение аудитории и увеличение популярности стиля эмо в целом. Возможно, это и послужило одной из причин закрепления в словарном запасе многих фанатов и поклонников эмо-музыки термина “эмокор”.

Для адекватного восприятия результатов творчества эмо-коллективов необходимо учитывать, что качественная имитация пиков и резких градаций эмоций – что являлось одной из главных идеологических задач музыкантов, входящих в их состав, - занятие весьма непростое. Те или иные группы достигали в этом разного успеха. Кроме непосредственно музыки, вокала определенного вида и манеры, этой сложной задаче служила также лирика.
Сами по себе сочетания слов в песнях эмо-групп не играли особой роли, будучи крайне неразборчивыми. Их не только было сложно четко расслышать в сочетании с сопровождающими их резкими и громкими аккордами, но зачастую музыканты несколько безалаберно относились к ясности звучания слов и при записях песен, что было достаточно характерно не только для западных групп стилей эмо, но и других. Словесному ряду там традиционно уделяется менее пристальное внимание, чем у многих российских исполнителей. Слова композиций были довольно абстрактны, но некоторые компании, выпуская диски с эмо-музыкой, в дополнение к ним печатали небольшие журналы с так называемой “эмо-лирикой”. Она представляла собой своеобразные сборники стихотворений не только самих исполнителей музыки, но также их многочисленных знакомых, вплоть до хозяев самого выпускающего лэйбла. Содержание подобных произведений приблизительно соответствовало тематике слов эмо-песен: эмоции человека при тех или иных событиях его жизни, чувства сами по себе, но всегда на высоком градусе накала и сильном напряжении. Печаль, грусть, гнев, разочарование – то, что в первую очередь вызывает душевные переживания людей. Зачастую эти стихотворения повествовали о вещах достаточно посторонних и не имели близкого отношения к самому выпущенному диску, кроме упомянутого спектра чувств. Очень часто такие маленькие журналы даже не печатали, а писали вручную, нарочито не соблюдая пунктуацию.

Фамилии участников эмо-команд указывались на дисках далеко не всегда, чаще это были только их первые имена. На некоторых записях даже не было каких-либо сведений о названиях песен. Впоследствии это стало считаться чуть ли не признаком “настоящего” эмо-диска.

Обложки выпускаемых альбомов несли в своем внешнем облике те же черты обостренной эмоциональности. Для них использовались монохромные фотографии испорченных, старых или брошенных предметов, особенно технических деталей или машин. Также это могли быть разнообразные абстракции, дополняемые изображениями цветов. Из фотографий людей предпочтение отдавалось не только многочисленным фотографиям самих участников группы, но и снимкам, запечатлевшим маленьких детей или, наоборот, стариков.

Во время исполнения своих песен часть концерта эмо-группы играли, находясь спиной к слушателям. Но как только музыка переходила в более агрессивно-насыщенную фазу, как бы взрываясь аккордами, исполнители начинали вести себя соответственно своим мелодиям: они не только могли прыгать по сцене и трясти микрофоны, укрепленные на стойках, но и швырять те вещи, что попадались им под руку. Также среди эмо-вокалистов практиковалась манера петь не в микрофон. Несмотря на то, что громкость голоса они стремились при этом увеличить изо всех сил, в сочетании с музыкальными инструментами это приводило к тому, что собственно голоса никто из слушателей мог и не услышать. Иногда поступали иначе: нарочно орали во время негромких музыкальных эпизодов, что создавало дополнительный сильный эффект воздействия на аудиторию.

Среди тех эмо-групп, кто не зависит от продюсерских планов выпускающих компаний и следует эмо-идеологии, коммерческая сторона выступлений нарочито игнорируется. Музыка записывается или на очень небольших частных студиях или даже на своей собственной, принадлежащей лично эмо-команде. Те продажи дисков, что зависят исключительно от самих музыкантов, осуществляются по низким ценам, стоимость входных билетов на выступление также невысока. Зачастую это приводит к тому, что затраты группы на концерты с трудом самоокупаются. Сопутствующей атрибутики также выпускается крайне мало и далеко не всеми.

В определенный период времени у многих эмо-команд песни выходили только на аналоговых носителях, как из-за неприятия музыкантами новейших технологий, так и из-за дешевизны самого процесса записи. Но, как уже говорилось, перевод альбомов с винила в цифровой формат стал в наши дни уже повсеместной практикой. В том числе переиздается музыка тех групп, что уже распались.

Это одна из характерных черт подобных коллективов эмо. Существовали они, как правило, относительно недолго, у многих был выпущен только один альбом, что в свою очередь влияло на раскрутку самой группы еще во время ее существования. Да и сами они зачастую не ставили перед собой такую задачу в качестве основной.

Те или иные экстремальные проявления стиля эмо – будь это предельное искажение звука или неимоверный шум, производимый музыкантами во время концертов – составлял ту необходимую для их самовыражения атмосферу, что привлекала множество сторонников подобного образа жизни, пусть даже только во внешних своих проявлениях. Ощущение внутренней свободы, выражаемое прежде всего в осознании проявления всех своих эмоций, возможности не сдерживать собственные чувства подтверждалась у фанатов эмо-групп искренним поведением музыкантов, временами доводивших себя до истощения во время выступлений. Ведь подобная отдача энергии требовала от них максимальной самоотдачи, что тяжело не только с эмоциональной, но и с физической точки зрения. Все вместе это способствовало формированию из просто поклонников определенного стиля музыки представителей новой субкультуры, получивших в дальнейшем то же наименование, отражающее их стремление сформировать собственные жизненные принципы.

Как уже говорилось, постепенно “классические” эмо-группы ушли в прошлое, став неким эталоном для новообразованных коллективов, гораздо более заинтересованных в денежном успехе, чем в донесении до слушателей своего взгляда на мир и внутреннюю свободу человека. В их музыке стали возникать плавные переходы между тихими и громкими звуками, вокал приобретал все большую мелодичность и даже подчеркнутую мягкость, иногда даже становясь похожим на мурлыканье. С эмоциональной лирикой это сочеталось весьма неплохо, более того – сами тексты начинали играть все большую роль, становясь прекрасно простроенными стихами. Пропаганда подобного рода музыки, как подобающей “настоящим” или же “истинным” эмо, нашла свое отражение и в появлении текстов с достаточной долей самоиронии. В свою очередь это также явилось одним из четких признаков завершения периода “классического” эмо с его диковатым, но непосредственным хардкоровским звучанием и максимальной самоотдачей исполнителей, доходящей в определенных моментах до эмоционального эксгибиционизма.

не столько конкретные описания музыки той или иной группы, а многочисленные дискуссии и личные точки зрения различных поклонников или противников данной разновидности эмо-музыки. Суть всех этих высказываний сводится в основном к спорам на тему о том, существует ли у этой музыки какая-либо “историческая перспектива”. При этом даже те, кто не признает за подобным творчеством право называется эмо-музыкой, вынуждены согласиться с тем фактом, что с каждым годом количество как фанатов, так и самих команд, играющих в подобном стиле, стремительно увеличивается. Их записи крутят популярные музыкальные телевизионные каналы (в частности MTV) и радиостанции, что, в свою очередь, расширяет аудиторию слушателей этого нового варианта эмо-песен. Но результатом подчас становится причисление к эмо тех коллективов, которые на самом деле не имеют ничего общего даже с таким “мягким” направлением.

Как уже отмечалось, пост-хардкор появился как следствие некоторой усталости от близко схожего звука многочисленных хардкор-групп, не вносящих в стиль ничего существенно нового. Пост-хардкоровские коллективы внесли необходимую и ожидаемую многими их слушателями новизну, но и сами, в свою очередь, породили множество групп, всего лишь подражающих им.

Три стиля “эмо”, описанные выше (“эмо”, “хаотическое эмо” и “скримо”) фактически перестали существовать после распада групп, являющихся их непосредственными носителями. Фактически, за исключением команд, относящихся к “умному скримо” все остальные существующие эмо-коллективы можно отнести к играющим некий “пост-эмо хардкор”. Представители многих из них относятся к изначальному стилю “эмо” как к излишне претенциозному, говоря о нем как о переоцененном в свое время. А увлечение им относят исключительно за счет стремления людей претендовать на элитарность своего личного вкуса.

Специфический эмо-вокал оказал свое влияние на развитие иных, не эмо-стилей, в основном близкого металлического хардкора и ультра-хардкора. Ценители самого хардкора относились к эмо-стилю довольно презрительно, считая его слишком мягким и несоответствующим “настоящим мачо”, Тем не менее и часть некоторых традиционных хардкор-групп привнесли в свою музыку элементы эмо, в том числе и несколько смягчив вокальное исполнение. Некоторые приверженцы чистого хардкора относят эмо-группы к некоей попсовой или роковой версии хардкора, считая при этом сам хардкор просто панком. В качестве основных аргументов они приводят небольшие денежные затраты “классических” эмо-групп на собственную раскрутку и недостаточную степень “тяжести” их музыки. Более того, многие вообще не разделяют эмо-музыку на “классиков” и последователей, считая все имеющиеся группы с эмоционально насыщенной музыкой – а главное, называющие себя эмо – представителями единого эмо-стиля.
Из-за сильно возросшей в разных странах популярности эмо-музыки появилось огромнейшее количество групп, чье творчество представляет собой самые невероятные гибриды и смеси различных направлений. Считая себя эмо, они перемешивают присущую этому стилю мелодичность не только с металлом, поп- или рок-музыкой, но и с джазом, фолком и вообще практически с любыми музыкальными направлениями. Насколько можно считать подобную музыку именно музыкой эмо – неясно, так как границы самого этого стиля до сих пор четко неопределенны. Но вместе с тем необходимо признать, что подобные творческие поиски заводят подчас слишком далеко в сторону от привычного эмо-звучания.

После того, как за рубежом возник сильный интерес со стороны крупных звукозаписывающих компаний к музыке в стиле эмо, часть команд из-за своих внутренних убеждений резко открестились от принадлежности к этому стилю, не желая иметь ничего общего с представителями подобного бизнеса и нежелания ассоциироваться с выпускаемой ими продукцией. Такое поведение абсолютно соответствовало эмо-идеологии, в которой высшим приоритетом является внутренний мир человека, тщательно оберегаемый от негативного влияния, которое может оказать на него диктующая свои правила музыкальная индустрия.

Само сотрудничество с такими компаниями или крупными музыкальными каналами существенно подрывает репутацию эмо-коллективов в своей среде. Многие музыканты делают попытки вернуть изначальный, несколько забытый в настоящее время, смысл понятия “эмо”, отрицая принадлежность к этому стилю тех многочисленных групп, кто играет всего лишь некую смесь эмо, рока и поп-музыки, не говоря уже об остальных, более экзотических, командах, а, главное, не являются независимыми представителями музыкальной сцены.

Введение | Глава 1. Основная терминология и общая классификация | Глава 2. История возникновения эмо §1. Зарубежные музыкальные эмо-группы | Глава 2. История возникновения эмо §2. “Классический” эмо-стиль | Глава 3. Эмо в 21 веке §1. Российские музыкальные эмо-группы | Глава 3. Эмо в 21 веке §2. Современный эмо-стиль и его представители | Заключение | Литература и источники


 

карта эмо-сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

Интересные места в Москве | twitter | Интересные места в Питере